Закрыть
Эта работа отличается от всех картин, которые вы сегодня увидите. «Голубые танцовщицы» выполнены пастелью на бумаге, что придает работе особенный характер, недостижимый при использовании масляных красок. Благодаря технике пастели, в этой работе Эдгару Дега удалось добиться удивительного богатства фактуры и цветовых сочетаний, ярких «всполохов» этого необыкновенного лазурного оттенка на платьях балерин. Небольшие мазки-штрихи ложатся в разных направлениях, соединяясь в звучные потоки синих теней или рассыпаясь отблесками света на волосах танцовщиц. Художник Морис Дени, который посетил Москву в 1909 году, увидев эту пастель Дега в домашней галерее коллекционера Сергея Щукина, так отозвался о ней: «В большом салоне – голубой Дега, самый прекрасный, самый звонкий и самый новый». Мир балета, мир грации и красоты – одна из самых любимых тем Дега. К ней он постоянно возвращался в своем творчестве. Однако, в отличие от многих его современников, художника привлекал не красочный праздник театра, а проза закулисной жизни. Именно эта «интимность» репетиций, на которых присутствовал Дега, придает его работам особенную тональность. Эдгара Дега узнают в музеях по всему миру именно благодаря многочисленным картинам, рисункам и скульптурам, изображающим балерин, танцевальные классы, балетные сценки. Художник раз за разом обращался к теме танцовщиц, повторяя этюды с репетиций, стараясь уловить позы, передать воздушность балетных пачек. Мотив движения продолжал интересовать его на протяжении всего его творчества. В данной композиции он разворачивает движение во временной последовательности, показывая различные его этапы. Сколько танцовщиц изображено на картине? Четыре или одна? Дега помещает на полотно зарисовки одной и той же балерины. Вот она завязывает пуант, потом поправляет платье, осматривает свой костюм, держась за край декораций. Художник изобразил фигуры крупным планом, соединяя в композиции прямую и обратную перспективу, используя свои излюбленные приемы кадрирования. Поэтическая экспрессия этого произведения определяется музыкой линий, очерчивающих фигуры, магией ритма и волшебным сиянием голубого цвета – звучного, богатого оттенками, то вспыхивающего, то мерцающего. Теплые золотистые тона, контрастируя с синими, голубыми и изумрудными, придают картине декоративную выразительность. Всё в этой пастели – цвет, линия, фактура, пространство, форма – сливаются в одно целое. Обычные движения, соединенные на одном листе, вдруг превращаются в прекрасный танец. На наших глазах рождается магия театра и магия живописи.