Закрыть
Эдгар Дега. «Голубые
танцовщицы». 1897
Эта работа отличается от всех картин, которые вы сегодня увидите. «Голубые танцовщицы» выполнены пастелью на бумаге, что придает работе особенный характер, недостижимый при использовании масляных красок. Благодаря технике пастели, в этой работе Эдгару Дега удалось добиться удивительного богатства фактуры и цветовых сочетаний, ярких «всполохов» этого необыкновенного лазурного оттенка на платьях балерин. Небольшие мазки-штрихи ложатся в разных направлениях, соединяясь в звучные потоки синих теней или рассыпаясь отблесками света на волосах танцовщиц. Художник Морис Дени, который посетил Москву в 1909 году, увидев эту пастель Дега в домашней галерее коллекционера Сергея Щукина, так отозвался о ней: «В большом салоне – голубой Дега, самый прекрасный, самый звонкий и самый новый». Мир балета, мир грации и красоты – одна из самых любимых тем Дега. К ней он постоянно возвращался в своем творчестве. Однако, в отличие от многих его современников, художника привлекал не красочный праздник театра, а проза закулисной жизни. Именно эта «интимность» репетиций, на которых присутствовал Дега, придает его работам особенную тональность. Эдгара Дега узнают в музеях по всему миру именно благодаря многочисленным картинам, рисункам и скульптурам, изображающим балерин, танцевальные классы, балетные сценки. Художник раз за разом обращался к теме танцовщиц, повторяя этюды с репетиций, стараясь уловить позы, передать воздушность балетных пачек. Мотив движения продолжал интересовать его на протяжении всего его творчества. В данной композиции он разворачивает движение во временной последовательности, показывая различные его этапы. Сколько танцовщиц изображено на картине? Четыре или одна? Дега помещает на полотно зарисовки одной и той же балерины. Вот она завязывает пуант, потом поправляет платье, осматривает свой костюм, держась за край декораций. Художник изобразил фигуры крупным планом, соединяя в композиции прямую и обратную перспективу, используя свои излюбленные приемы кадрирования. Поэтическая экспрессия этого произведения определяется музыкой линий, очерчивающих фигуры, магией ритма и волшебным сиянием голубого цвета – звучного, богатого оттенками, то вспыхивающего, то мерцающего. Теплые золотистые тона, контрастируя с синими, голубыми и изумрудными, придают картине декоративную выразительность. Всё в этой пастели – цвет, линия, фактура, пространство, форма – сливаются в одно целое. Обычные движения, соединенные на одном листе, вдруг превращаются в прекрасный танец. На наших глазах рождается магия театра и магия живописи.